Саспенс — это один из самых мощных инструментов для вовлечения читателя или зрителя в события произведения, будь то книга или кино. Благодаря этому приему популярность обрели жанры триллера и детектива. Рассмотрим, как создается этот эффект и в каких областях он находит применение.

Что такое саспенс?

Термин «suspense» с английского переводится как «неопределенность» или «неизвестность». Это творческий прием, создающий нарастающее напряжение и тревожное ожидание: зритель или читатель чувствует, что вот-вот произойдет что-то значительное, но точных деталей не знает. Благодаря этому прием саспенса заставляет публику с нетерпением следить за развитием сюжета.

Хотя прием саспенса стал широко известен благодаря фильмам Альфреда Хичкока, его использовали еще задолго до этого. Один из примеров — фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», который в 1896 году создал у зрителей ощущение, будто поезд вот-вот врежется в зал.

Виды саспенса:

  • Открытый саспенс: зритель или читатель знает, что должно случиться с персонажем.
  • Закрытый саспенс: ни зритель, ни герой не знают, что произойдет дальше.

Саспенс в кино

В фильмах саспенс создается с помощью различных приемов:

  1. Звуковое и световое оформление: тусклый свет и жуткие звуки, такие как тиканье часов, создают атмосферу тревоги.
  2. Эмоции персонажей: акцент на страхе и тревоге героев усиливает напряжение.
  3. Замедление действия: откладывание события, которого все ждут. Пример — фильм Хичкока «Саботаж», где зритель знает, что мальчик везет бомбу, но герой не осознает опасности.
  4. Композиция кадра: пустое пространство в кадре может вызвать тревогу.
  5. Символы и детали: необычные элементы в кадре, такие как детские игрушки на кладбище, создают ощущение дискомфорта.

Что посмотреть?

Фильмы, построенные на саспенсе, включают работы Альфреда Хичкока, Педро Альмодовара («Кожа, в которой я живу»), Стэнли Кубрика («Сияние», «С широко закрытыми глазами») и Дэвида Линча («Голова-ластик», «Твин Пикс»).

Саспенс в видеоиграх

Как и в кино, в видеоиграх саспенс создается через звуковую атмосферу и визуальные элементы. Отличие заключается в том, что игрок идентифицирует себя с персонажем, что делает эффект саспенса более интенсивным. Часто используется закрытый саспенс, когда ни игрок, ни персонаж не знают, что будет дальше. Важно не переусердствовать, чтобы игрок не привык к постоянному напряжению.

Во что поиграть?

Саспенс наиболее эффективен в хоррор-играх. Примеры — серия Silent Hill, Resident Evil и Outlast.

Саспенс в литературе

В литературе саспенс строится через сюжет и детали. Авторы могут ограничивать время героя, заставляя его действовать быстро, или завершать главы на самых интригующих моментах. Это поддерживает напряжение на протяжении всего произведения.

Что почитать?

Примеры саспенса в литературе можно найти у Стивена Кинга, Говарда Лавкрафта, Дина Кунца, а также в детективах Агаты Кристи и Рекса Стаута.