Саспенс — это один из самых мощных инструментов для вовлечения читателя или зрителя в события произведения, будь то книга или кино. Благодаря этому приему популярность обрели жанры триллера и детектива. Рассмотрим, как создается этот эффект и в каких областях он находит применение.
Что такое саспенс?
Термин «suspense» с английского переводится как «неопределенность» или «неизвестность». Это творческий прием, создающий нарастающее напряжение и тревожное ожидание: зритель или читатель чувствует, что вот-вот произойдет что-то значительное, но точных деталей не знает. Благодаря этому прием саспенса заставляет публику с нетерпением следить за развитием сюжета.
Хотя прием саспенса стал широко известен благодаря фильмам Альфреда Хичкока, его использовали еще задолго до этого. Один из примеров — фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», который в 1896 году создал у зрителей ощущение, будто поезд вот-вот врежется в зал.
Виды саспенса:
- Открытый саспенс: зритель или читатель знает, что должно случиться с персонажем.
- Закрытый саспенс: ни зритель, ни герой не знают, что произойдет дальше.
Саспенс в кино
В фильмах саспенс создается с помощью различных приемов:
- Звуковое и световое оформление: тусклый свет и жуткие звуки, такие как тиканье часов, создают атмосферу тревоги.
- Эмоции персонажей: акцент на страхе и тревоге героев усиливает напряжение.
- Замедление действия: откладывание события, которого все ждут. Пример — фильм Хичкока «Саботаж», где зритель знает, что мальчик везет бомбу, но герой не осознает опасности.
- Композиция кадра: пустое пространство в кадре может вызвать тревогу.
- Символы и детали: необычные элементы в кадре, такие как детские игрушки на кладбище, создают ощущение дискомфорта.
Что посмотреть?
Фильмы, построенные на саспенсе, включают работы Альфреда Хичкока, Педро Альмодовара («Кожа, в которой я живу»), Стэнли Кубрика («Сияние», «С широко закрытыми глазами») и Дэвида Линча («Голова-ластик», «Твин Пикс»).
Саспенс в видеоиграх
Как и в кино, в видеоиграх саспенс создается через звуковую атмосферу и визуальные элементы. Отличие заключается в том, что игрок идентифицирует себя с персонажем, что делает эффект саспенса более интенсивным. Часто используется закрытый саспенс, когда ни игрок, ни персонаж не знают, что будет дальше. Важно не переусердствовать, чтобы игрок не привык к постоянному напряжению.
Во что поиграть?
Саспенс наиболее эффективен в хоррор-играх. Примеры — серия Silent Hill, Resident Evil и Outlast.
Саспенс в литературе
В литературе саспенс строится через сюжет и детали. Авторы могут ограничивать время героя, заставляя его действовать быстро, или завершать главы на самых интригующих моментах. Это поддерживает напряжение на протяжении всего произведения.
Что почитать?
Примеры саспенса в литературе можно найти у Стивена Кинга, Говарда Лавкрафта, Дина Кунца, а также в детективах Агаты Кристи и Рекса Стаута.
Обсуждение