Вы, вероятно, уже знакомы с историей успеха компании «Тойота» и ее уникальной философией. Но как адаптировать опыт корпорации, существующей уже более 85 лет, к современным условиям? В своей книге «Дао Toyota» Джеффри Лайкер, профессор промышленного инжиниринга в Мичиганском университете и генеральный директор Liker Lean Advisors, делится инсайтами. В этой статье мы расскажем об основных принципах менеджмента «Тойоты», основанных на материалах из книги.

Краткосрочная выгода может быть приятной, но, фокусируясь только на ней, компании часто упускают из виду будущее как свое, так и общества. Это также может привести к игнорированию текущих проблем, поскольку их решение требует затрат. Опыт «Тойоты» доказывает, что для устойчивого успеха важнее развивать сотрудников, поддерживать высокое качество продукции и демонстрировать социальную ответственность. Эти аспекты могут не принести немедленных доходов, но они обязательно окупятся в долгосрочной перспективе.

Одна из ключевых идей «Тойоты» — непрерывный поток. Это значит, что производство не разбивается на отдельные этапы, а работает как целостный процесс. Такой подход позволяет оптимизировать затраты и минимизировать потери. Однако для успешной работы этой системы необходимо, чтобы каждый элемент процесса был отлажен, имелись резервы времени и ресурсов, а также были четкие инструкции для внештатных ситуаций.

Представьте, что ваша компания производит технику, и один отдел ускоряет работу, в то время как сборочный цех остается на прежнем уровне. Это приведет к накоплению деталей, что вызовет задержки и финансовые потери. «Тойота» регулярно выравнивает графики подразделений и использует системы вытягивания продукции, такие как канбан, чтобы избежать подобных проблем.

Для эффективного потока важно устранить потери, неравномерность процесса и перегрузку. «Тойота» предпочитает ориентироваться на усредненные данные о заказах, чтобы корректировать графики производства, и активно сокращает время переналадки оборудования для повышения гибкости.

Хотя стандартизация процессов не нова, «Тойота» пошла дальше, вовлекая сотрудников в разработку стандартов, что повышает их мотивацию и снижает стресс. Стандарты в компании не являются застывшими, их постоянно улучшают.

Проблемы в работе неизбежны, и важно решать их сразу, даже если это замедлит процесс. В «Тойоте» знают, что отложенные на потом проблемы вернутся в будущем, поэтому вовремя замеченные и устраненные неполадки только улучшат конечный результат.

Контроль за рабочим местом и управление проектами — еще один ключевой элемент философии компании. Принцип 5S (сортировка, порядок, чистота, стандартизация и самодисциплина) помогает организовать рабочее пространство. А управление проектами осуществляется через регулярные встречи, где функциональные группы обсуждают прогресс и проблемы.

Автоматизация — это не всегда благо. «Тойота» понимает, что чрезмерная зависимость от технологий может привести к потере контроля над процессом. Важно находить баланс между технологиями и человеческим фактором.

Лидерство в «Тойоте» — это не только управление задачами. Руководители должны передавать корпоративные ценности и воспитывать новое поколение лидеров. Это особенно важно для глобальных компаний с долгой историей.

В «Тойоте» развита культура лидерства-служения, где группы работают автономно, а лидеры помогают им совершенствовать процессы. Внутренние лидеры играют роль наставников, но внедрить эту модель в другой компании сложно — необходимо адаптировать ее под свои нужды.

Клиенты оценивают компанию по конечному продукту, а не по тому, с кем она сотрудничает. Поэтому «Тойота» стремится улучшить всю цепочку создания ценности, тесно взаимодействуя с поставщиками и проводя для них обучение.

В условиях неопределенности важно учиться и адаптироваться. Разбивая задачи на этапы и анализируя результаты каждого, компания может накапливать опыт для улучшения будущих действий. Это принцип, который поддерживается и для сотрудников.

Метод «хосин канри» («развертывание политики») помогает «Тойоте» выравнивать цели компании и подразделений, учитывая неопределенность и возможные изменения.

Наконец, успех требует ясного понимания цели. Для «Тойоты» одним из таких успехов стал выпуск «Приуса» — первого массового гибридного автомобиля, проект которого начался еще в начале 1990-х и привел к революции в 1997 году. Малые шаги привели к большому прорыву.