Чтение представляет собой индивидуальный процесс, своего рода «ритуал», требующий подготовки, полной концентрации и глубокого погружения. Когда мы полностью вовлечены в чтение, оно приносит истинное удовольствие. В этой инструкции мы расскажем, как замедлить темп чтения и обнаруживать скрытые смыслы.
Зачем читать медленно
Основная идея медленного чтения заключается в сознательном снижении скорости восприятия текста. Это позволяет уловить все детали, глубже понять содержание и насладиться самим процессом. В литературной критике такой подход называется «close reading» и используется для анализа классической литературы.
Противоположностью медленного чтения является скоростное, которое позволяет быстро усваивать большое количество информации без потери смысла. Этот метод, известный как «скимминг» (от англ. skimming — «скользить»), применяется, например, в обучении, когда необходимо выделить ключевые идеи из текста для выполнения задания.
Практика медленного чтения связана с движением за замедление темпа жизни, популярным в 20 веке. Его сторонники стремятся замедлить ритм во всех сферах — дома, на работе, в путешествиях и прочем. Однако сама концепция медленного чтения возникла гораздо раньше.
В 200 году нашей эры в иудаизме появился метод устного комментирования священных текстов, направленный на поиск точных смыслов слов. Со временем эта практика стала называться «мидраш» — толкование Письменной Торы с использованием традиционных методов анализа. Неоплатоники продолжили эту традицию: например, античный философ Дамаский писал комментарии к диалогам Платона объемом в тысячу страниц.
Техника медленного чтения чаще применяется для анализа художественной и философской литературы, что позволяет выявить скрытые смыслы. Владимир Набоков отмечал: «Настоящую литературу не стоит глотать залпом, как снадобье для сердца или ума. Её нужно принимать небольшими порциями, дробить и размалывать — тогда вы почувствуете её благоухание в глубине души».
Американский философ, редактор и преподаватель Мортимер Адлер утверждал, что знать и понимать — разные вещи: «Иметь информацию — значит знать факт. Понимать — значит осознавать нюансы: почему это происходит, как это связано с другими фактами, в чем различия и сходства». Вдумчивое чтение, которое он называл «активным», способствует пониманию. Адлер советует выделять ключевые слова, отмечать различия и наблюдать за расширением значений исходных фраз.
Кроме того, медленное чтение развивает критическое мышление. Вы начинаете замечать причинно-следственные связи, сопоставлять идеи, оценивать суждения автора и сопоставлять их с собственными убеждениями. Ещё одним преимуществом этой техники является тренировка внимания. Погружение в художественные произведения помогает лучше воспринимать происходящее и развивать эмпатию.
Как читать медленно
Подготовьтесь к процессу чтения
Выберите тихое место, где вас ничто не будет отвлекать. Обеспечьте достаточное освещение, комфортную температуру и уютную атмосферу — пусть процесс чтения ассоциируется у вас с чем-то приятным.
Выберите инструмент для записи мыслей
Это может быть тетрадь, блокнот или заметки на гаджете. Однако учтите, что при использовании электронных устройств повышается риск отвлечения на уведомления и социальные сети.
Прочитайте одну страницу и остановитесь на определённом фрагменте
Переосмыслите прочитанное и сосредоточьтесь на отрывке, который показался важным для понимания. Перечитайте его и запишите ключевые идеи.
Отмечайте спорные моменты
Возможно, вы не согласны с автором — и это нормально. Отмечайте такие моменты, а лучше выписывайте и комментируйте их. Ответьте на вопросы: «Почему я не согласен?», «Что вызывает сомнения?», «Какова моя позиция по этому вопросу?».
Наблюдайте за своими ощущениями и эмоциями
Во время чтения художественной литературы могут возникать различные эмоции — мы можем сопереживать некоторым героям, а другим испытывать отторжение. После главы проанализируйте свои чувства и подумайте, что их вызвало. Это поможет лучше понять как текст, так и себя.
Обращайтесь к словарю
Приучите себя проверять значения незнакомых слов, особенно прилагательных, чтобы обогатить свою речь. Изучайте происхождение слов, если они кажутся вам знакомыми.
Пересказывайте прочитанное
Помимо тренировки памяти, вы улучшите устную речь. Сначала перескажите содержание текста (чтобы запомнить имена, даты и хронологию), а затем поделитесь своими мыслями и комментариями.
Стройте графики
Некоторые художественные произведения сложно воспринимать из-за множества имен и дат. Можно создавать временные линии с датами и событиями, строить ассоциативные карты или генеалогические древа.
Обсуждение