Maison Margiela — это не просто модный дом. Это творческая лаборатория, где концептуальность встречается с авангардным дизайном. Этот бренд стал революционером, изменив восприятие моды, убрав акцент с личности дизайнера и перенаправив его на идеи, которые нарушают, переосмысливают и обновляют привычные каноны.
Название Maison Margiela буквально переводится с французского как "Дом Маржелы" (Maison — дом). Это название отсылает к традициям французской высокой моды, где модные дома нередко назывались словом "Maison" в сочетании с именем дизайнера. Однако у этого выбора есть несколько нюансов, которые заслуживают внимания.
Ранние годы и формирование эстетики
Мартен Маржела родился в 1957 году в Генке, Бельгия. Он окончил Королевскую академию изящных искусств в Антверпене в 1980 году, став одним из немногих выпускников, которые не сразу стали частью "Антверпенской шестерки". Вместо этого он отправился в Париж, чтобы работать в качестве ассистента Жана-Поля Готье. Этот опыт оказал на него большое влияние, но не подавил его внутреннее стремление к эксперименту.
Вдохновляясь работами японских дизайнеров, таких как Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото, Маржела разработал свой уникальный подход к деконструкции. Он стремился разобрать моду до ее основ, переосмысливая швы, линии и пропорции. Его первая коллекция, представленная в Париже в 1988 году, была встречена как глоток свежего воздуха в мире, где господствовал гламур.
Первые коллекции: вызов канонам
Маржела избегал традиционных подиумов. Его первые показы проходили в необычных местах: в заброшенных зданиях, на складских площадках и даже на пустырях. На одном из первых шоу зрители сидели на старых пластиковых скамейках, а модели шли прямо по грязи, демонстрируя одежду, будто бы созданную из переработанных материалов.
Одна из первых и самых провокационных вещей Maison Margiela — это знаменитые таби-буты с разделенными носками. Этот дизайн был вдохновлен японскими традиционными носками таби и вызвал массу дискуссий. Некоторые считали их странными, другие — гениальными. С тех пор эти ботинки стали символом бренда.
Маржела вводил идеи апсайклинга задолго до того, как это стало трендом. Он создавал одежду из винтажных вещей, материалов, найденных на блошиных рынках, и даже использовал ковры и старые ткани для создания уникальных нарядов.
Эстетика анонимности
Маржела сознательно отказался от персонализации бренда. В эпоху, когда мода становилась всё более ориентированной на культ личности, он выбрал путь анонимности.
Сам дизайнер никогда не давал интервью, а модели на показах часто носили маски или парики, скрывающие их индивидуальность. Это была метафора отказа от персонализации и акцент на одежде как на произведении искусства.
Maison Margiela всегда играл с восприятием. Например, нарочито заметные швы и внутренние конструкции часто становились внешними. Некоторые модели выглядели так, будто их выворачивали наизнанку.
Символом бренда стало белое полотно, которое окутывало интерьеры бутиков и даже сотрудников, носивших белые халаты, подчеркивая идею коллективной работы.
Еще одной отличительной чертой бренда стало отсутствие видимого логотипа. Логотип Maison Margiela — это белая этикетка с четырьмя заметными стежками. Она олицетворяет чистоту и универсальность.
Позднее появились номера коллекций, от 0 до 23, обозначающие разные линии:
- 0 — Artisanal (haute couture);
- 1 — женская одежда;
- 10 — мужская одежда;
- 14 — мужская классическая линия;
- 22 — аксессуары и обувь.
Эпоха после ухода Маржела
В 2009 году Маржела неожиданно ушел из бренда, оставив Maison Margiela под управлением своих сотрудников. Это вызвало огромные волнения в модной индустрии. Однако стиль дома оставался верным своим корням. В связи с чем пресса часто задавалась вопросом, кто стоит за дизайном коллекций, но Дом сохранял молчание.
В октябре 2014 года модная индустрия была потрясена новостью о назначении Джона Гальяно на пост креативного директора Maison Margiela. До этого Гальяно был известен своим роскошным и драматичным стилем, который он воплощал в своих коллекциях для Givenchy, Dior и собственного бренда.
Многие сомневались, сможет ли он вписаться в минималистичную и концептуальную философию Margiela. Однако Гальяно доказал, что способен адаптироваться и привнести в дом свои сильные стороны, оставаясь верным наследию Мартена Маржелы.
Основные особенности эпохи Гальяно
Гальяно сохранил философию деконструкции, которая лежала в основе Maison Margiela, но добавил к ней элементы театра. Модели одежды выглядели так, будто они были собраны заново из множества частей. Но эти "фрагменты" были обработаны так, чтобы придавать одежде гармонию и баланс. Он добавил к деконструктивному стилю элементы, которые ассоциируются с Haute Couture: сложную вышивку, ручную отделку и богатые ткани.
Гальяно стал пионером в использовании новых технологий. В его коллекциях появились элементы, созданные с помощью 3D-печати. Многие изделия были созданы с использованием экспериментов с текстурами, химической обработкой тканей и инновационными способами покраски.
Линия Artisanal (haute couture) при Гальяно стала символом абсолютной свободы творчества. Это были не просто вещи, которые можно носить, но настоящие произведения искусства. Примером служит одно из его знаменитых платьев, созданное из множества зеркальных осколков, которые были вручную закреплены на ткани, или модели, напоминающие скульптуры.
Гальяно продолжил развивать идею гендерной нейтральности, которая была заложена еще при Маржеле. Он создавал образы, которые ломали традиционные представления о том, что значит «мужская» или «женская» одежда.
При Гальяно линия парфюмерии Maison Margiela достигла нового уровня популярности. Вдохновленные воспоминаниями, ароматы стали дополнением к одежде. Они подчеркивали концептуальность бренда, позволяя потребителям буквально "надеть" эмоции.
Знаковые моменты Maison Margiela
- Коллаборация с Hermès (1997–2003): Маржела разрабатывал коллекции женской одежды для Hermès, демонстрируя своё мастерство работы с роскошными материалами.
- Сотрудничество с H&M (2012): Показало, что концептуальная мода может быть доступной широкой аудитории, сохранив при этом свою уникальность.
- Линия Artisanal: Коллекции haute couture, демонстрирующие уникальное мастерство. Вещи из этой линии полностью изготавливаются вручную из переработанных материалов.
- Парфюмерная линия Replica: Ароматы, вдохновленные воспоминаниями, стали настоящими хитами благодаря своей способности передавать атмосферу воспоминаний, таких как запахи книжных магазинов, пляжей или уютных кафе.
Maison Margiela в эпоху устойчивого развития
Современный Maison Margiela, оставаясь в авангарде моды, активно продвигает идеи устойчивого производства, предлагая коллекции, которые балансируют между искусством и функциональностью. Бренд продолжает использовать переработанные материалы, внедряет технологии апсайклинга, минимизирует отходы и сохраняет минималистичный подход к дизайну.
Maison Margiela — это бренд, который перевернул модную индустрию и доказал, что мода может быть искусством. Его философия анонимности, деконструкции и новаторства продолжает вдохновлять миллионы людей по всему миру.
История этого дома — это путешествие от революционных идей Мартена Маржелы до их переосмысления Джоном Гальяно.
Maison Margiela остается маяком авангардной моды, напоминая, что истинная красота кроется в деталях и в тех историях, которые мы рассказываем через одежду.
Обсуждение