Человек обучается всю жизнь, и стремление к новым знаниям и опыту — это его естественная потребность. С самого детства ребенок познает окружающий мир через упрощенную и интерактивную форму — игру. Игра привлекает своей увлекательностью и создает безопасное пространство для проб и ошибок. Главное, что игра — это природный способ обучения. О том, как игра становится частью образовательного процесса, рассказали эксперты Института звукового дизайна.
Сегодня геймификация все активнее проникает в различные сферы жизни: бизнес, маркетинг и образование. Ее суть заключается в применении игровых механизмов в неигровом контексте. В данной статье мы обсудим геймификацию в обучении, которая с помощью игровых элементов делает учебный процесс увлекательнее и эффективнее. Важно не путать геймификацию с обучающими играми: сама по себе геймификация не учит, но улучшает мотивационные механизмы, побуждая учиться не из необходимости, а из искреннего желания. Иными словами, геймификация помогает сделать процесс обучения привлекательным.
Геймификация не затрагивает содержание учебного материала, она не заменяет учебники и методики. Ее цель — улучшить форму подачи материала, создать увлекательную атмосферу обучения с элементами драматургии.
Интерактивные элементы геймификации пришли к нам из компьютерных игр. Рассмотрим, что привлекает нас в хорошо продуманной игре:
- Увлекательный сюжет. Игрок проходит разные по сложности задания и развивает своего персонажа в рамках постоянно развивающейся истории.
- Возможность пробовать снова. Эффект Марио позволяет игроку неоднократно проходить уровни, исправляя ошибки и приближаясь к успеху.
- Мгновенная обратная связь. Игра оперативно реагирует на действия игрока, давая четкие указания для достижения цели.
- Иммерсивность. Игра погружает нас в смоделированный мир, где можно переживать яркие эмоции в безопасной среде.
Эти принципы можно применить и в образовании. Сюжет, интерактивность, погружение, безопасность и быстрая обратная связь превращают обучение в увлекательное приключение, делая его более продуктивным.
Миссия Института звукового дизайна — развитие российской звуковой индустрии через подготовку новых специалистов. Период обучения в институте краток — менее года. За это время студенты должны пройти путь от новичков до специалистов с готовым портфолио. Важнейшую роль в этом играет мотивация студентов, которую они формулируют уже на этапе поступления. Если абитуриент искренне хочет научиться работе со звуком и музыкой, мы готовы с ним работать, даже если его начальные навыки пока не достаточно развиты.
Принципы геймификации помогают сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным.
Путешествие в мир звуковой индустрии
В процессе обучения студенты получают уникальные возможности посещать места, недоступные для большинства: это ведущие музыкальные и киностудии, съемочные площадки. Для записи звуковых фактур организуются выезды «в поле». Даже для стандартных заданий мы подбираем нестандартные локации, например, попросив записать звуки для спецэффектов в подвале. Это не только делает процесс обучения более увлекательным, но и показывает студентам, что создавать оригинальные звуки можно практически где угодно, ведь весь мир — это инструмент для творчества.
Куратор как вдохновитель
Каждая лекция или мастер-класс должны не только передавать знания, но и мотивировать. Кураторы и приглашенные лекторы — это опытные профессионалы, достигшие успеха в индустрии. Помимо теории и практики, они делятся своим личным опытом на пути к успеху, что вдохновляет студентов.
Отказ от оценок и рейтингов
Мы избегаем рейтингов, так как они могут демотивировать тех, кто показал результат немного хуже в конкретной ситуации. Вместо этого студенты получают обратную связь в виде комментариев и рекомендаций от кураторов, что помогает им расти без излишнего стресса.
Поощрение инициативы
Обычно образовательный процесс движется по четко заданному пути. Однако, если студентам позволить влиять на этот процесс, они становятся более ответственными за свои результаты и проявляют инициативу. Важно, чтобы ошибки не карались, а инициативы поощрялись. Здесь действует принцип «эффекта Марио»: если не получилось — попробуй еще раз. Студенты всегда могут рассчитывать на поддержку кураторов, которые работают с ними практически круглосуточно. Доказывая свою вовлеченность, студенты получают больше кураторского внимания и консультаций.
Сложные челленджи
Некоторые задачи могут показаться слишком трудными, и студенты откладывают их или избегают. Чтобы побороть этот страх, мы вводим суперквесты — сложные задачи в экстремальных условиях. Например, саунд-дизайнеру нужно собрать свою библиотеку звуков. В стандартной практике это занимает годы, но мы предлагаем сделать это за пять часов. Это помогает студентам преодолеть психологический барьер и осознать, что даже самые трудные задачи могут быть выполнены. Также студенты получают возможность развить дополнительные навыки, такие как программирование, создавая, например, собственный синтезатор.
Правильная постановка задач
Иногда задачи могут казаться пугающими. Например, публичные выступления — это стресс для начинающих музыкантов или диджеев. Чтобы облегчить этот процесс, мы предлагаем организовать неформальную вечеринку с друзьями и сыграть свой сет.
Развитие soft skills
Когда студенты чувствуют себя комфортно в стенах института, их нужно выводить в профессиональную среду. Самый эффективный способ — участие в фестивалях и конференциях. Однако важно не просто посетить мероприятие, а, например, собрать 40 визиток. Это помогает студентам преодолевать неуверенность и учиться заводить профессиональные связи.
Финальный босс
С самого начала обучения нужно ставить перед студентами четкую цель. В нашем случае — это создание портфолио, которое студенты представляют на портфолио-ревью в присутствии представителей индустрии и потенциальных клиентов. Это финальный этап, после которого они начинают свой профессиональный путь.
Геймификация помогает снизить уровень страха перед сложными задачами, превращая обучение в увлекательный процесс с дружелюбной атмосферой. Такой подход развивает профессиональный азарт, коммуникационные навыки и способность действовать в стрессовых ситуациях, что в дальнейшем помогает выпускникам успешно двигаться по карьерной лестнице.
Обсуждение