Мы живем в мире, где регулярно возникают кризисы — от личных трудностей до природных катастроф. Тем не менее, обучение необходимо даже в условиях стресса и изменений, так как оно предоставляет опору, помогает преодолевать сложности и достигать успеха. Поговорим о том, как выстроить обучение.

Интеграция образовательного опыта

Часто перед тем, как освоить что-то новое, мы проходим подготовку. Например, для изучения новой специальности может потребоваться улучшение языковых навыков, что в свою очередь требует освоения цифровых инструментов и сервисов (особенно в эпоху искусственного интеллекта). Чтобы разобраться с этими сервисами, важно также развить навыки тайм-менеджмента и так далее. Возникает естественное желание сначала овладеть этими «предварительными» навыками, а затем переходить к более серьезным знаниям.

Однако есть подводные камни. Для обучения необходима внутренняя мотивация — источник желания что-либо делать, которая поддерживается достижением значимых результатов. К примеру, если я стремлюсь стать юристом, то каждое успешное действие на этом пути приносит удовлетворение и подпитывает мою мотивацию. Этот внутренний источник энергии поддерживает нас на пути к образовательным целям.

Если же сначала сосредоточиться на изучении пререквизитов, а потом на действительно важных вещах, можно исчерпать свои ресурсы еще до начала основного обучения. Поэтому в условиях кризиса исследователи рекомендуют интегрированный подход, позволяющий осваивать дополнительные навыки одновременно с основными. Если не хватает знаний английского для понимания темы, лучше учить язык вместе с профессиональным контентом. Не понимаете теорию использования прикладного инструмента? Изучайте фундаментальные аспекты параллельно с практическими навыками. Такой интегрированный подход помогает сохранить хрупкую мотивацию, которая может пострадать из-за внешних факторов. Когда ситуация стабилизируется, можно будет сосредоточиться на том, что необходимо, но не вызывает интереса, или уделить больше времени пререквизитам.

Управляемая, но гибкая образовательная среда

Другой аспект обучения в условиях кризиса создает, по сути, противоположные условия. Кризисный контекст постоянно меняется, и чем более гибкой будет образовательная траектория, охватывающая разнообразные доступные ресурсы, тем лучше. В этом свете образовательный путь представляется не просто набором тем для изучения, а системой ресурсов: открытые курсы, консультации с экспертами, самостоятельное изучение литературы и формальные программы, с которыми взаимодействует учащийся.

Гибкость проявляется не только в организации обучения — возможность участвовать онлайн, если нет возможности прийти на занятия, — но и в содержании. Отсутствие строгой последовательности тем позволяет изучать актуальный контент и отвечать на насущные вопросы. Форматы могут быть разнообразными: от неформального прослушивания подкастов до структурированных занятий с преподавателем.

С другой стороны, учащиеся в кризисных условиях часто испытывают стресс и тревогу. В таких обстоятельствах образовательный процесс должен быть предсказуемым и понятным. Четкий учебный план помогает компенсировать хаос вокруг и восстанавливает ощущение контроля.

Чтобы объединить эти противоречивые условия, исследователи предлагают рассматривать образовательную траекторию в кризисе как двусоставную. С одной стороны, существует открытая система знаний — интернет, предзаписанный контент, асинхронные курсы и библиотеки, где студент может свободно перемещаться между различными источниками и форматами.

В центре этой гибкой системы находятся точки притяжения, формирующие понятный и управляемый план обучения. Это могут быть тьюторы, помогающие детям двигаться по индивидуальной образовательной траектории, профессиональные наставники для взрослых или неформальные группы, где участники делятся знаниями и определяют дальнейшие шаги. Эти точки притяжения служат опорой и создают ощущение стабильности, уменьшая тревогу от окружающей действительности.

Таким образом, главная задача заключается в соединении двух противоположностей. Поддерживающие роли (тьюторы, наставники групп) формируют устойчивость и предсказуемость обучения, в то время как открытая учебная среда с разнообразными форматами обеспечивает гибкость и позволяет адаптироваться к изменениям контекста.

Обучение как пространство поддержки

В кризисном контексте обучение необходимо не только ради получения знаний. Оно становится пространством безопасности и поддержки, ориентированным на личностное развитие. Это подразумевает создание не только психологически безопасной среды, свободной от угрожающих факторов, но и активное развитие социально-эмоциональных навыков участников, будь то дети или взрослые.

К социально-эмоциональным навыкам относятся умение взаимодействовать с другими, устанавливать контакт, эмоциональный интеллект, самодисциплина и открытость к новому. Эти навыки помогают людям гибче реагировать на окружающий контекст и успешнее достигать образовательных целей, особенно в кризисных ситуациях.

Для создания пространства поддержки, способствующего развитию социально-эмоциональных навыков, директивные методы обучения неприменимы. Необходима социальная среда, где воспроизводится желаемое поведение. Например, для взрослых это могут быть горизонтальные группы единомышленников: ридинг-группы, лаборатории или просто объединения коллег. Люди учатся вместе, устанавливая и поддерживая правила для всех участников.