Результат обучения зависит не только от материалов, преподавателей и мотивации, но и от того, как мы обрабатываем информацию и управляем вниманием. Один из ключевых факторов — удовольствие от процесса. Вот 10 научных фактов о том, как мы учимся.
- Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся» подчеркивает, что любопытство необходимо для эффективного обучения. Психологи, от Уильяма Джеймса до Жана Пиаже и Дональда Хебба, пришли к выводу, что любопытство возникает, когда наш мозг замечает расхождение между известным и неизвестным. Для активации любопытства нужно осознавать, что нам еще предстоит узнать.
- Ошибки — важная часть обучения, помогающая мозгу корректировать свою работу. По правилу Рескорлы-Вагнера, мозг прогнозирует события, обнаруживает несоответствия и использует ошибки для улучшения последующих предсказаний.
- Сначала все действия контролируются префронтальной корой, но с повторением они становятся автоматическими, освобождая ресурсы для улучшения или изучения нового. Этот процесс называется консолидацией.
- Во время сна информация систематизируется и закрепляется. После сна когнитивная активность повышается, что было подтверждено экспериментом 1994 года.
- Физические упражнения способствуют улучшению памяти, что подтверждается исследованием, в котором после тренировок увеличивалась область гиппокампа.
- Барбара Оакли в книге «Думай как математик» описывает два мыслительных режима: сфокусированный и рассеянный. Оба важны для обучения, и переключение между ними может привести к новым идеям.
- Эффект установки (Einstellung effect) — это склонность придерживаться первой идеи, что мешает найти лучшее решение. Чтобы избежать этого, важно рассматривать альтернативы и менять стиль мышления.
- Теория мотивации утверждает, что внутренняя мотивация, когда процесс обучения сам по себе доставляет удовольствие, более устойчива, чем внешняя мотивация, основанная на наградах.
- Станислас Деан также замечает, что понимание часто связано с возможностью вербализовать его. Проговаривание материала помогает закрепить знания.
- Гормон дофамин влияет на мотивацию и обучение, вызывая чувство предвкушения удовольствия, что способствует увлечению процессом обучения.
Обсуждение