Инициативные сотрудники важны для любой компании: именно мотивированные и идейные команды предлагают инновационные решения, способствуя развитию бизнеса. Александра Остановская поделилась рекомендациями о том, как эффективно стимулировать инициативность в коллективе и какие методы не приносят ожидаемых результатов.

Александра Остановская
Старший бизнес-партнер по персоналу в компании «Авито»

Почему важно проявлять инициативу?

Инициативность — это качество, которое выходит за рамки стандартных рабочих обязанностей. Это стремление предлагать новые решения без явного указания руководства. Для компании это ценное качество, так как оно повышает производительность, способствует инновациям, укрепляет коллектив и улучшает имидж работодателя. Для сотрудников же активность в работе открывает новые возможности для карьерного роста и самореализации. Когда человек видит, что его идеи воплощаются в жизнь, его профессиональная деятельность становится более вдохновляющей.

Однако не всегда инициативность приносит пользу бизнесу. Существует так называемый «парадокс проактивности»: если сотрудники не понимают стратегических целей компании, они могут предлагать неэффективные изменения. Это может привести к потерям для бизнеса, а если такие идеи будут отклонены, сотрудники могут утратить мотивацию.

Чтобы избежать этого, компаниям важно четко обозначить критерии полезных инициатив и внедрить механизмы, поддерживающие самостоятельность сотрудников.

Четкие цели и ориентиры

Инициативы должны соответствовать стратегическим целям компании. Для этого важно, чтобы сотрудники четко понимали эти цели. Эффективным способом донести их является создание единого документа, содержащего корпоративные принципы, стратегические задачи и цели компании. Такой документ можно оформить в виде манифеста, доступного каждому сотруднику.

Унифицированный формат подачи идей

Для успешной реализации инициативы сотруднику недостаточно просто озвучить идею руководству. Полезные предложения должны быть четко оформлены и содержать ключевые элементы: сроки выполнения, ресурсы и способы реализации. Для этого можно использовать стандартный шаблон, такой как «шестистраничник» («6-pager»), который помогает унифицировать формат подачи идей. Однако для локальных изменений может быть достаточно согласования на уровне отделов.

Обучение и живой пример

Ничто так не мотивирует сотрудников, как пример коллег, которые уже реализовали оригинальную инициативу и получили результат. Чтобы инициативы и изменения в компании были наглядны, можно организовать обмен опытом между сотрудниками. Форматы, уже доказавшие эффективность, — это наставничество, обучающие программы, мастер-классы и хакатоны. Исходя из корпоративных ценностей и задач организации, можно комбинировать несколько вариантов обмена опытом.

Некоторые компании устраивают регулярное мероприятие «День внутреннего преподавателя». На них любой сотрудник может прийти и рассказать о своей работе, вызовах, достижениях. Такие встречи мотивируют проявлять активность — причем как лекторов, так и слушателей.

Конструктивная обратная связь

Каждый сотрудник должен иметь возможность обратиться к руководителю за советом и получить конструктивную обратную связь. Даже если предложенная идея еще сырая, но человек очень хочет сделать что-то для компании, стоит уделить ему время и направить его инициативность в нужную сторону. Не менее важна тональность коммуникации. Сотрудники не должны опасаться, что в ответ на инициативу получат насмешки: любой вопрос и предложение заслуживают внимания. Открытый диалог и регулярное обсуждение с командой работающих практик помогает формировать атмосферу, в которой хочется проявлять себя и комфортно выходить за рамки должностных обязанностей.

Поэтому сегодня стимулирование инициативности — не модный тренд, а необходимость. Бизнес-процессы стремительно усложняются, и без предприимчивых сотрудников добиться высоких результатов крайне сложно. Инструментально с инициативой можно работать по-разному, главное — показать членам команды, что их усилия замечают и ценят.