Мы часто оцениваем работодателей по таким критериям, как льготы, зарплата и условия труда. Однако этого недостаточно, чтобы однозначно решить, что работа хорошая. Тайлер Ре, исследователь из Пенсильванского университета, считает, что такой прагматичный подход упускает другие важные аспекты. Мы перевели эссе, в котором рассматривается, что означает "хорошая работа" с точки зрения философии.
Почему мы говорим о хорошей работе?
Многие люди недовольны своей работой. Недостаточная зарплата и отсутствие карьерного роста заставляют людей увольняться чаще, чем за последние 20 лет. Это неудивительно: три года назад средняя почасовая оплата, скорректированная с учётом инфляции, для работников не на руководящих должностях была такой же, как в 1970-х. Фриланс становится всё популярнее, но вместо плавного карьерного роста работа часто превращается в непредсказуемый хаос без стабильности.
Многие сотрудники работают через приложения, такие как Uber или Taskrabbit, при этом около 70% из них утверждают, что это вынужденные подработки, поскольку основного дохода недостаточно. Даже молодые специалисты вынуждены менять компании, чтобы строить карьеру, а не ожидать повышения на одном месте. И что удивительно, эта нестабильность преподносится как новая норма. Например, авторы книги The Squiggly Career, Сара Эллис и Хелен Таппер, предлагают воспринимать её как гибкую модель карьеры.
Кажется, что решение — это создание большего количества рабочих мест, но увеличение числа плохих вакансий не решит проблему. Нужны именно качественные рабочие места.
Что делает работу хорошей?
Министерство труда США определяет хорошую работу как такую, где соблюдаются справедливые принципы найма, предлагаются полные льготы, обеспечивается равенство возможностей, гарантируется занятость, а культура компании поддерживает уважительное отношение к сотрудникам. В британском отчёте "Хорошая работа" (2017) акцент делается на правах сотрудников, справедливости, карьерном росте и достойной оплате труда. В Декларации прав человека утверждается, что каждый человек имеет право выбирать свою работу, получать справедливую оплату и иметь достаточно времени для отдыха.
Все эти источники фокусируются на условиях работы, но мало говорят о её сути. Например, британский отчёт упоминает, что сотрудники должны иметь определённую автономию, а работа не должна быть монотонной. Однако такие аспекты, как честность руководства или карьерные перспективы, ничего не говорят о том, чем именно вы занимаетесь каждый день.
Вполне можно получать хорошую зарплату за скучные и утомительные задачи, но едва ли такую работу назовут хорошей. Внешние факторы, такие как льготы и зарплата, безусловно важны, но важно также и то, насколько значима и интересна сама работа. Философы предлагают свои определения, которые помогают понять, что делает работу по-настоящему хорошей. В западной философии работа часто воспринимается как неприятная необходимость, выполняемая ради результата. В таком контексте работа считается чем-то, чего хотелось бы избежать, чтобы тратить на неё как можно меньше времени.
Человеческий труд и природа
Существует и другой подход к определению труда. Например, Иммануил Кант в «Критике способности суждения» (1790) в разделе «Об искусстве вообще» рассматривает искусство как особую форму квалифицированного труда, которая охватывает не только поэзию или живопись, но и творческую деятельность в целом. Это определение подчеркивает те качества труда, которые могут быть важны для понимания того, что делает работу хорошей.
Кант рассматривает искусство через призму того, чем оно не является, и проводит границу между тем, что создано природой, и тем, что создано человеком. Искусство, как квалифицированный труд, относится к последнему. Он пишет: «Правильнее было бы называть искусством лишь созидание посредством свободы, или произвола, полагающего в основу своих действий разум». Он объясняет, что, хотя продукт труда пчел, такие как их соты, можно назвать произведением искусства, это лишь аналогия, поскольку пчелы работают инстинктивно, а не по собственному разумному замыслу.
Таким образом, человеческий труд отличается тем, что основывается на свободе и разумном выборе. Люди способны сначала вообразить, что они хотят создать, а затем претворить это в жизнь. Именно это Кант называет разумом в основе наших действий. В отличие от пчел, люди могут сознательно выбирать, что и как создавать, в том числе подражая природе.
Здесь Кант начинает формировать философию труда, показывая различие между природой и искусством. Цель в квалифицированном труде позволяет создать что-то новое, чего природа сама по себе сделать не может. Человеческий труд представляет собой координацию мысли и действия, и чем больше разума вложено в процесс, тем труд становится более «человечным».
Этот подход важен для понимания, что делает работу хорошей. Многие люди выполняют задачи, поставленные руководством, не имея возможности выбирать, что и как делать. Это означает отсутствие творческой свободы, о которой писал Кант. Если сотрудник не принимает решения на основе собственного разума, его труд становится менее осмысленным.
Во многих современных подходах к организации труда разделение между планированием и выполнением задач считается нормой. С одной стороны, менеджмент ставит цели, с другой — линейные сотрудники выполняют эти задачи. Однако это разделение ограничивает работников в осмысленности их труда, превращая его в механическую деятельность.
Искусство, наука и ремесло
Кант также проводит различие между трудом, который выполняется по установленным правилам, и трудом, требующим творческих усилий. Он пишет, что искусство — это не просто следование правилам, а способность творить в условиях неопределенности, когда знание о том, что нужно сделать, еще не гарантирует умения это реализовать.
Это различие между знанием и умением особенно важно в контексте хорошей работы. Например, механик, ремонтирующий старый мотоцикл, может столкнуться с проблемами, которые невозможно описать в инструкциях. Только благодаря опыту и навыкам он может решить эту задачу. С точки зрения Канта, именно такие задачи, которые требуют не просто знаний, но и творческого подхода, делают труд квалифицированным и осмысленным.
Возвращаясь к концепции хорошей работы, можно сказать, что для Канта важным элементом квалифицированного труда является преодоление разрыва между знанием и умением благодаря собственным суждениям. Это делает работу свободной и творческой. Если работнику не дается возможность проявлять инициативу, его труд становится менее удовлетворительным и больше завязан на внешних факторах, таких как оплата.
Кантовский подход к труду как к творческому процессу может стать основой для размышлений о том, что делает работу хорошей. Безусловно, одних творческих возможностей недостаточно: важны также оплата и другие внешние факторы. Но подход Канта подчеркивает, что важен не только объем рабочих мест, но и их содержание.
Обсуждение