Вопрос о том, чем заправлять автомобиль, кроме бензина и дизеля, интересует многих: и водителей, обеспокоенных ростом цен на топливо, и экологов, и тех, кто готов к экспериментам. Сегодня уже существуют несколько альтернативных видов топлива, которые могут вытеснить бензин и дизель — если не сейчас, то в ближайшем будущем.

Биотопливо для автомобилей

Одной из наиболее похожих на бензин альтернатив является биотопливо. Это широкая категория энергоносителей, которые могут существовать в разных формах. Главное их отличие — производство из возобновляемых органических материалов (растительные остатки, природные масла, водоросли, даже навоз). Биотопливо выделяет энергию при сгорании, значительно снижая выбросы парниковых газов. Хотя оно иногда уступает бензину по эффективности, оно гораздо более экологично благодаря возобновляемости сырья.

Существует два основных вида транспортного биотоплива: этанол и биодизель.

Этанол

Этанол, или биоэтанол, представляет собой концентрированный спирт, который обычно получают из сахарного тростника или кукурузы. Большая часть этанола производится в Бразилии, где он используется в смеси с бензином (85% этанола и 15% бензина). Хотя автомобили, работающие на таком топливе, имеют меньший пробег на единицу объема, чем на бензине, этанол способствует снижению вредных выбросов.

Однако производство биоэтанола критикуется за ущерб экологии, так как для его массового производства требуется вырубка джунглей, которые засаживаются сахарным тростником. Также вызывает споры низкая оплата труда работников на плантациях.

Биодизель

Биодизель производится из растительных масел и животных жиров. Наливать обычное масло в двигатель нельзя из-за неполного сгорания, но с помощью технологии этерификации масло превращается в топливо, которое лучше горит и имеет подходящую плотность. Для производства биодизеля используют рапс, сою, пальмовое и касторовое масло.

Биодизель, как и биотопливо, выделяет меньше вредных веществ и не оставляет нагара. Однако он имеет недостатки, такие как ограниченный срок хранения и снижение эффективности при низких температурах.

Сегодня биотопливо активно используется во многих странах, и его доля в общем топливном балансе растет, поддерживая экологические программы по всему миру. Ученые считают, что развитие и совершенствование биотоплива позволит сократить зависимость от невозобновляемых ресурсов.

Газ как автомобильное топливо

Одним из перспективных направлений в поиске альтернативных автомобильных топлив является газ. Однако далеко не все виды газа подходят для использования в автомобилях. Сегодня основными вариантами газового топлива являются пропан-бутан и метан.

Пропан-бутан

Этот синтетический газ широко используется в качестве автомобильного топлива. Его получают при переработке нефти, и он также применяется для отопления и нагрева. Однако пропан-бутан имеет ряд недостатков: он легко воспламеняется, выделяет больше вредных продуктов горения и расходуется быстрее, чем бензин. Тем не менее, пропан-бутан доступен на многих заправках и является распространённым видом газового топлива.

Метан

Метан — это бесцветный, безвкусный и нетоксичный газ, который, однако, при высокой концентрации может воздействовать на центральную нервную систему. Он часто используется как альтернатива пропан-бутану в газовых системах отопления. Метан дешевле, но его нельзя сжижать, что делает хранение газа менее удобным, так как баллоны для метана значительно больше, чем для пропан-бутана.

Сегодня пропан-бутан и метан являются основными вариантами газового топлива для автомобилей, хотя ранее велись эксперименты с использованием водорода и сжатого воздуха.

Электромобили

Электромобили считаются одной из самых перспективных технологий для снижения выбросов в мировом транспорте. Однако их экологическая эффективность зависит от источника энергии, который используется для их зарядки. В настоящее время мало электромобилей работают на возобновляемых источниках энергии, что должно измениться для достижения истинной экологической пользы.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году на дорогах может появиться более 250 миллионов электромобилей, а количество электробусов и других видов электрического транспорта может превысить 10 миллионов. Электромобили не выбрасывают вредных газов, таких как углекислый газ или озон, что отличает их от традиционных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания.

Это особенно важно, так как транспорт является источником примерно 20% глобальных выбросов, причём на автомобильные поездки приходится три четверти этой доли. Большую часть выбросов создают легковые автомобили и автобусы — около 45,1%, тогда как грузовые автомобили составляют ещё 29,4%.

С учётом роста населения и увеличения спроса на транспорт, особенно в сфере электронной коммерции, количество автомобильных поездок и связанных с ними выбросов продолжит расти.