Исследователи Института образовательных технологий Открытого университета Великобритании вместе с международными коллегами ежегодно публикуют отчет «Innovative Pedagogy» о текущих трендах в педагогике. В отчете за 2022 год представлено 10 тенденций, которые могут оказать влияние на глобальную образовательную систему. Российские специалисты, инноваторы, а также учащиеся оценили, насколько эти мировые тренды будут актуальны для российского образования в 2023 году. Делимся ключевыми выводами.
Какие глобальные образовательные тренды применимы в России?
Гибридное обучение
Согласны 61,8% инноваторов
Смешение очного и онлайн-обучения набирает популярность среди преподавателей вузов. Однако в сельской местности такой формат труднореализуем. Большинство опрошенных учащихся считают, что очное обучение для них более эффективно.
Программы микроквалификации
Согласны 46,1% инноваторов
Эксперты прогнозируют развитие программ микроквалификации. В некоторых областях, таких как программирование, юриспруденция и психология, микроформат обучения уже широко используется. Для других сфер такие программы становятся полезными для взрослых, которые стремятся освоить новую профессию или улучшить свою карьеру.
Совмещение учебы с практикой
Согласны 38,7% инноваторов
Эксперты отмечают устойчивое развитие этого тренда и появление новых форматов, хотя ресурсов пока недостаточно. Учащиеся хотели бы видеть оплачиваемую практику.
Образование в соцсетях
Согласны 37,7% инноваторов
Только треть инноваторов поддержали этот тренд, но эксперты видят в нем потенциал. Социальные сети помогают компенсировать пробелы в формальном образовании и повышают мотивацию к учебе. Однако студенты отмечают низкое качество контента от популярных блогеров. Педагогам стоит освоить соцсети для расширения аудитории и улучшения обучения.
Автономное обучение
Согласны 33,2% инноваторов
Этот тренд важен для старшеклассников и взрослых. Однако автономное обучение подходит только мотивированным детям. Учащиеся признают, что им легче учиться под внешним контролем.
Образование для психологического здоровья
Согласны 24,6% инноваторов
Этот тренд поддерживают молодые участники и женщины. Старшим поколениям сложнее принять важность психологической помощи. Эффективные системы психологического просвещения существуют лишь в отдельных школах и вузах. Для масштабирования необходимо преодолеть барьеры восприятия.
Учет домашней образовательной среды
Согласны 17,9% инноваторов
Индивидуализированное образование с учетом домашней среды возможно при наличии ресурсов. Однако в массовом образовании в России тренд пока не получает развития.
Совместный просмотр видео
Согласны 17,2% инноваторов
Мнения разделились: одни эксперты считают, что просмотр и обсуждение фильмов развивают коммуникативные навыки, другие — что учащиеся становятся пассивными. Учащиеся предпочитают смотреть короткие видео для учебы, так как на длинных роликах они часто отвлекаются.
Рефлексия негативных эмоций
Согласны 12,4% инноваторов
В России этот тренд развит слабо, несмотря на его актуальность. Он мог бы помочь в предотвращении буллинга и дискриминации. Развитие тренда возможно через формирование культуры обсуждения негативных эмоций.
Беседы на прогулке
Согласны 9,1% инноваторов
Этот формат обучения нравится горожанам и работающим в сфере дополнительного образования. Однако эксперты скептически относятся к идее проводить традиционные уроки на прогулке. Тем не менее, для дисциплин вроде архитектуры или экологии выход из класса может быть полезен.
Обсуждение